Рекомендации для родителей
• Пробуждение. Будите ребенка спокойно за 1-1,5 часа до выхода в школу. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Если «тормошить» ребенка, у него может выработаться неприязнь к родителям. Можно попробовать научить ребенка пользоваться будильником. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте его по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». Когда ребенка утром торопят, он часто делает всё еще медленнее. Это его естественная реакция, его оружие в борьбе с не устраивающим распорядком. Завтрак, причем горячий, – обязателен!
• Выход в школу. Не расстраивайтесь, если ребенок в первые дни не собирает вечером портфель, не готовит одежду. Ничего страшного в этом нет. Собирайте портфель совместно с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности. Если ребенок забыл что-то положить в ранец, лучше протянуть эти предметы молча, чем пускаться в рассуждения о его забывчивости и безответственности. Перед школой не ругайте и не читайте нотаций. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо!», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся!».
• Возвращение из школы. Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, особенно те, на которые дети дают привычные ответы. «Как дела в школе?». «Нормально». «А что сегодня делали?». «А ничего». Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданиям родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Дайте ребенку расслабиться! Вспомните, что Вы сами чувствуете после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми. Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. Можно сказать так: «День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?».
• Дома. Сразу после уроков работоспособность низкая. Поэтому, сначала ребенку следует пообедать и отдохнуть. Причем не у телевизора и компьютера, а через игры, желательно на свежем воздухе. Лишение прогулки в качестве наказания – недопустимо. Для ослабленных, часто болеющих, и детей со слабой нервной системой лучший отдых – 1,5-часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.
• Выполнение домашних заданий. Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Начинать выполнение домашних заданий нужно с самых легких предметов, а заканчивать самыми трудными (через простые задания ребенок «врабатывается» в умственную деятельность). Не заставляйте делать все уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки», желательно подвижные. Во время приготовления уроков «не стойте над душой» ребенка, дайте ему возможность работать самому, но если ваша помощь нужна - наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!») и похвала (даже если не очень получается) необходимы.
• Телевизор и компьютер. Время, проводимое первоклассником за компьютером - 10-15 минут в день. Смотреть телевизор им рекомендуется не больше 40-45 минут в день. Возбудимым и ослабленным детям лучше сократить и это время.
• Пора спать. Для восстановления сил первокласснику необходимо 10-11 часов ночного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, перед сном не следует играть в шумные, «заводные» игры, заниматься спортом, смотреть страшные фильмы, устраивать ребенку взбучку и т.д. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях. Это бывает, когда в комнате, где спит ребенок, работает телевизор. Если перед сном доверительно поговорить с ребенком, внимательно его выслушать, успокоить страхи, показать, что Вы его понимаете, тогда он научится раскрывать душу, освободится от страхов, тревог и спокойно заснет.